РЕЗОЛЮЦИЯ

 

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

27-29 ноября 2019 года

Санкт-Петербург

В период с 27 по 29 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области состоялась Международная научно-практическая конференция «Методическое, информационное и программное обеспечение государственной кадастровой оценки в Российской Федерации» (далее – Конференция). Организаторами Конференции выступили СПб ГБУ «КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА» и ГБУ ЛО «ЛенКадОценка».

Проведение Конференции связано с реализацией процедур государственной кадастровой оценки (далее – ГКО) в большинстве субъектов Российской Федерации, необходимостью доработки Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее – Методические указания).

Целями проведения Конференции являлись: обсуждение методического, информационного и программного обеспечения государственной кадастровой оценки в Российской Федерации; подведение итогов проведения ГКО в 2019 году и сопровождение результатов ГКО, выполненных государственными бюджетными учреждениями, наделенными полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – ГБУ) в 2018 году; обмен опытом; выявление основных проблем, связанных с деятельностью ГБУ.

В выступлениях участников конференции были затронуты некоторые вопросы, касающиеся изменений, вносимых Правительством Российской Федерации, в законодательные акты регулирующие отношения, возникающие при проведении ГКО на территории Российской Федерации.

В работе Конференции приняли участие более 200 человек, в том числе представители Министерства экономического развития Российской Федерации; Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом; Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга; исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимающих решение о проведении ГКО; бюджетных учреждений, уполномоченных на проведение ГКО, из 53 субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Республики Беларусь, судебного и научного сообщества, средств массовой информации.

С приветственными словами на открытии Конференции выступили директор СПб ГБУ «КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА» Грибовский С.В., начальник Управления городского кадастра и мониторинга земель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Смирнова Л.В. и Президент Ассоциации СРО «Балтийское объединение кадастровых инженеров» Желнин А.Л.

Модераторами Конференции были директор СПб ГБУ «КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА» Грибовский С.В. и директор ГБУ ЛО «ЛенКадОценка» Зиньковский Ю.В.

На пленарном заседании выступили заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации Берестянский А.П., начальник Управления оценки объектов недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) Конокотин М.Н., председатель Совета Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» Каминский А.В., генеральный директор Фонда развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации  Первушин Н.В., а также представители региональных ГБУ и органов, уполномоченных на проведение ГКО.

Международным опытом государственной кадастровой оценки с участниками конференции поделились специалисты из Белорусского Национального кадастрового агентства.

Второй день Конференции был посвящен проблемам информационного и программного обеспечения ГКО, а третий день прошел в формате круглого стола с обсуждением вопросов методического, информационного и программного обеспечения ГКО.

В рамках Конференции были рассмотрены результаты проведения ГКО в Российской Федерации в 2019 году; выявлены и обобщены основные проблемы, связанные с проведением ГКО в различных субъектах Российской Федерации; обсуждены законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный Закон №237-ФЗ), разработанный Минэкономразвития России, и необходимость более углубленной проработки Методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Помимо этого, отмечена необходимость скорейшей выработки и утверждения на уровне закона понятийного аппарата и, в первую очередь, определения термина кадастровой стоимости – основы для проведения ГКО.

В ходе Конференции были заслушаны доклады и выступления по наиболее значимым проблемам проведения и подготовки к ГКО, сопровождению результатов ГКО, проблем оспаривания результатов. В целом проблемы можно сгруппировать следующим образом:

  • проблемы, связанные с организацией ГБУ в субъектах Российской Федерации, штатной численностью, отсутствием требований к сотрудникам, финансированием работы ГБУ;
  • проблемы, связанные с недостатком информационного обеспечения деятельности ГБУ, недостатком рыночной информации, информации
    в отношении инженерного обеспечения объектов, подлежащих оценке, противоречивости сведений ЕГРН, отсутствию нормальной работы органов местного самоуправления в части предоставления сведений и пр.;
  • отсутствие в ряде регионов геоинформационных систем (ГИС)
    и почвенных карт;
  • неразвитость рынка недвижимости в ряде регионов;
  • проблемы определения вида фактического использования объектов недвижимости;
  • отсутствие единого специализированного программного обеспечения;
  • проблемы, связанные с передачей Перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • проблемы, связанные с качеством и количеством информации, содержащейся в ЕГРН;
  • предстоящие проблемы, связанные с определением кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости (статья 16 и п. 9 ст. 24 Федерального закона
    № 237-ФЗ)
    и объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ
    «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после проведения кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ;
  • проблемы оспаривания результатов кадастровой оценки.

По результатам работы Конференции ее участники считают целесообразным поддержать разработку и принятие нормативно-правовых актов, направленных на:

  • регламентацию создания и работы государственных бюджетных учреждений, наделенных полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости;
  • повышение эффективности проведения процедур подготовительного периода к определению кадастровой стоимости, включая взаимодействие с органами исполнительной власти, местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, правообладателями объектов недвижимости;
  • внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее сферу ГКО, наряду с разработкой новых актов, в том числе рекомендаций, регламентирующих порядок и процедуру определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая объекты
    с изменившимися характеристиками, вновь образованные объекты.

Основной задачей разработки и принятия нормативно-правовых актов в сфере ГКО является минимизация искажений результатов кадастровой оценки, недопущение массового превышения кадастровой стоимости над уровнем рыночной стоимости, как следствие, уменьшение риска социальной напряженности, связанной с ростом налоговых платежей, а также достижение справедливого налогообложения, в том числе по объектам, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН.

Участниками Конференции отмечена необходимость разработки регламента создания и работы ГБУ, а именно - необходимо определить структуру и минимально возможную численность работников ГБУ, выработать рекомендации по установлению уровня оплаты труда работников ГБУ, разработать формы и форматы отчетности по выполненным работам в рамках подготовительного периода подготовки к проведению ГКО.

Заслушав и обсудив доклады и выступления на Конференции, в целях повышения качества ГКО участники Конференции считают целесообразным рекомендовать уполномоченным органам субъектов Российской Федерации, исполнительным органам государственной власти федерального уровня обратить особое внимание на решение следующих вопросов:

1. Взаимодействие с Росреестром

1.1. Предварительный Перечень объектов недвижимости, подлежащих ГКО (далее – Перечень).

Требуется скорейшее утверждение предлагаемых изменений в Федеральный Закон №237-ФЗ, как минимум, в части предоставления предварительного Перечня. В соответствии с действующим законодательством отсутствует возможность получения предварительного Перечня. Подготовка к проведению ГКО осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости, при этом Перечень может быть предоставлен в течение 30 рабочих дней после 1 января года определения кадастровой стоимости, что затрудняет определение объектов недвижимости, в отношении которых необходим сбор сведений. На этапе проведения сбора и обработки информации об объектах недвижимости учреждения сталкиваются с проблемой, связанной с отсутствием актуального Перечня, а также актуальных сведений в отношении тех объектов недвижимости, у которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик, влияющих на определение их кадастровой стоимости. Требуется на законодательном уровне установить обязанность органа регистрации прав в период проведения подготовки к определению кадастровой стоимости заблаговременно (не позднее, чем за полгода до даты проведения кадастровой оценки) предоставлять предварительный Перечень актуальных сведений об объектах недвижимости в ГБУ.

1.2. Сроки передачи Перечня.

Отмечена необходимость своевременности передачи Перечня, поскольку во многих субъектах Российской Федерации, проводивших ГКО, Перечень предоставлялся несвоевременно.

1.3. Сведения Перечня.

Отмечена необходимость предоставления Перечня объектов, подлежащих ГКО, в полном соответствии с требованиями, установленными приказом Минэкономразвития России от 20.02.2017 № 74 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке». Участниками Конференции отмечены случаи включения в Перечень объектов, не соответствующих установленным требованиям. Подчеркнуто, что в случае предоставления предварительного Перечня, необходимо предоставить учреждениям возможность уточнять характеристики (сведения) об объектах недвижимости до даты проведения ГКО.

1.4. Качество информации, получаемой ГБУ от Росреестра.

Отмечены проблемы исторически сложившихся ошибок и противоречий, содержащихся в ЕГРН и предоставляемых ТУ Росреестра в ГБУ для проведения ГКО, что существенно усложняет работу ГБУ, повышает риски искажения результата расчета и, как следствие, оспаривания результатов ГКО. Выражено мнение о необходимости внесения изменения в законодательство в части обязательности проверки сведений Росреестром по заявлению ГБУ и соответствующему внесению изменений в случаях, если при проверке подтверждается наличие реестровой или технической ошибки.

1.5. Платность предоставления сведений в ГБУ.

Отмечена необходимость внесения дополнения в ст. 63 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» с обязательным указанием в списке организаций, учреждений, органов власти и пр., кому сведения ЕГРН предоставляются бесплатно, ГБУ.

1.6. Открытость и доступность сведений, справочных материалов.

Высказано пожелание создания на сайте Росреестра соответствующего раздела «Для специалистов ГКО» (по аналогии разделов для оценщиков, кадастровых инженеров, арбитражных управляющих), а также хранении в этом разделе единого информационного ресурса для кадастровой оценки, включая сведения о ценах сделок с недвижимым имуществом. В настоящий момент информация на сайте размещена разрозненно, информации недостаточно и неудобно для работы. Также отмечено, что размещенные Росреестром в АИС «МРН» данные не обновляются с 2017 года и не позволяют идентифицировать объекты недвижимости, так как в них содержится информация только о кадастровом квартале, в котором располагается объект недвижимости. Высказана необходимость размещения на едином федеральном ресурсе обращений ГБУ и писем Минэкономразвития России о разъяснении действующего законодательства, подготовленных в ходе рассмотрения обращений, поступивших от ГБУ, осуществляющих определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

 

2. Получение информации, необходимой для проведения ГКО

2.1. Необходимо внесение дополнений в Федеральный Закон №237-ФЗ с обязательным установлением требования согласования органами местного самоуправления (далее – ОМСУ) видов использования объектов, проведения в случае обращения ГБУ внеплановой проверки земельного контроля.

Отсутствие в Федеральном Законе №237-ФЗ обязательств ОМСУ согласовывать вид использования объектов недвижимости наряду с необходимостью такого согласования, приведенного в Методических указаниях, негативно сказывается на качестве ГКО. Также отмечена необходимость более детальной проработки требований в отношении участия ОМСУ в части реализации процедур ГКО, выработки рекомендаций в случае непредоставления сведений. Предлагается на законодательном уровне обязать ОМСУ и уполномоченный орган предоставлять информацию о согласовании видов использования в установленный законом срок, а в случае непредставления по истечении данного срока, считать вид использования согласованным.

2.2. Проблемы взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями.

Представителями большинства субъектов Российской Федерации высказана озабоченность повсеместным отказом в представлении необходимой для оценки информации со стороны ресурсоснабжающих организаций. Отмечена необходимость создания механизма, обязывающего предоставлять необходимую для проведения ГКО информацию.

2.3. Недостаточность картографического и иного материала, необходимого для определения кадастровой стоимости.

Участники Конференции отметили недостаточность картографических материалов (генеральные планы, правила землепользования и застройки и пр.), необходимых для определения ценообразующих факторов, и для проведения оценочного зонирования. Отмечен факт отсутствия значительного количества границ населенных пунктов в сведениях ЕГРН, противоречий границ населенных пунктов, отраженных в разных источниках (ЕГРН, генеральные планы и т.д.). Генеральные планы, правила землепользования и застройки, схемы территориального планирования не соответствуют фактически сложившейся градостроительной ситуации в населенных пунктах. Высказана необходимость скорейшего завершения всех этапов работ по установлению границ населенных пунктов, приведению в соответствие документов территориального планирования. Особо отмечена необходимость выработки рекомендаций в части проведения кадастровой оценки в отношении объектов, вид использования которых не соответствует документам территориального планирования, порядка действий ГБУ в случае выявления незарегистрированных объектов (обладающих признаками самостроя или самозахвата), объектов, параметры которых превышают предельно допустимые параметры застройки и т.п.

Отмечена крайняя необходимость внесения в нормативно-правовые акты рекомендаций в отношении объектов, местоположение которых однозначно не установлено (отсутствие координат границ), а также рекомендаций в отношении проведения кадастровой оценки объектов при отсутствии актуальной информации в учетно-технической документации. Подчеркнута проблема недостатка справочных и графических данных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, необходимость принятия решения на федеральном уровне
об инвентаризации этих земель.

 

3. Освещение деятельности в области ГКО

Отмечен практически повсеместный низкий уровень информированности населения о сроках, процедурах, исполнителях кадастровой оценки. В отношении ГКО создан крайне негативный фон, раздуваются темы «оспаривания» кадастровой стоимости. Правообладатели объектов воспринимают деятельность ГБУ крайне отрицательно. Необходимы разъяснения и освещение деятельности на федеральном уровне, снижение напряжения в отношении результатов ГКО.

 

4. Методическое обеспечение

4.1. Отмечена необходимость разработки и издания специальной литературы и периодических изданий о ГКО, разработки и утверждения глоссария, детальной классификации по определению видов использования и т.п. Отмечено, что неоднозначность толкования понятий, используемых в нормативно-правовых актах в области ГКО при недостаточности официальных разъяснений Минэкономразвития России по вопросам, неурегулированным в законодательстве в области ГКО, приводит к негативным последствиям, в первую очередь, для местных и региональных бюджетов, затрагивает права добросовестных налогоплательщиков.

4.2. Требуется совершенствование Методических указаний в целом, а на первоначальном этапе - внесение изменений в действующую редакцию Методических указаний. Например, спорным остается вопрос применения для кадастровой оценки фактического вида использования объектов недвижимости. Альтернативой этому может служить определение кадастровой стоимости на основании вида разрешенного использования объекта недвижимости, зарегистрированного в ЕГРН.  

4.3. Необходима разработка и утверждение единых программ обучения, в том числе профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям деятельности в рамках ГКО, либо рекомендации в отношении обязательных дисциплин и продолжительности обучения.

 

5. Программное обеспечение

5.1. Отмечена острая потребность в применении современных информационных технологий для автоматизации процессов ГКО. Отсутствие в ГБУ специализированных программных средств приводит к большим трудовым и материальным затратам, влияет на достоверность результатов, на полноту и качество отчетных материалов.

5.2. Актуальность задачи автоматизации процессов деятельности ГБУ обусловила создание ряда комплексных программных продуктов, направленных на автоматизацию процессов ГКО в соответствии с требованиями Федерального закона № 237-ФЗ и Методических указаний.

В то же время полноценный учет указанных требований в программном обеспечении приводит к созданию комплексного и наукоемкого продукта, требовательного к вычислительным ресурсам. Это предопределяет значительную стоимость его разработки и дальнейшего сопровождения. При этом потребность в сопровождении обусловлена не только необходимостью обеспечения требуемых характеристик системы в ходе эксплуатации, но и необходимостью учета изменений, которые регулярно вносятся в нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение ГКО.

Данное обстоятельство находится в противоречии с возможностями бюджетов значительного числа субъектов Российской Федерации, в которых ГБУ вынуждены использовать средства малой автоматизации, комбинируя их с доступными программными средствами, рассчитанными на решение частных расчетных задач по определению кадастровой стоимости. Это не представляется конструктивным на современном уровне информационных технологий и в условиях происходящей масштабной цифровизации процессов государственного управления.

5.3. В ходе конференции сформулировано предложение в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации организовать и провести централизованный анализ существующих разработок в области автоматизации процессов ГКО. По результатам проведенного анализа выделить наиболее перспективные и рассмотреть возможность создания на их основе облачного централизованного онлайн-сервиса ГКО, в рамках которого ГБУ будет предоставлен доступ к полноценным взаимоувязанным инструментам автоматизации процессов ГКО, функционирующим по единым методикам, алгоритмам и форматам данных.

Создание такого облачного онлайн-сервиса позволит:

  • обеспечить доступность современных технологий для всех ГБУ;
  • повысить уровень централизации массивов данных, используемых
    в субъектах Российской Федерации при проведении ГКО;
  • повысить глубину и полноту контроля исполнения ГБУ возложенных на них полномочий по определению кадастровой стоимости.

 

6. О проекте федерального закона № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки»

Обсуждения некоторых положений указанного законопроекта показало, что не у всех участников конференции совпадают мнения. Ряд субъектов Российской Федерации высказали позицию о недопустимости изменения действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере ГКО, до окончания всеми субъектами Российской Федерации проведения ГКО в отношении всех видов объектов недвижимости в соответствии с действующей редакцией Федерального закона № 237-ФЗ.

В особенности разошлись мнения в отношении установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Москва, Санкт-Петербург и Московская область считают целесообразным сохранить существующее законодательное регулирование оспаривания результатов определения кадастровой стоимости и возражают против передачи полномочий по рассмотрению отчетов о рыночной стоимости в бюджетные учреждения.

Прозвучали предложения о недопустимости снятия запрета для ГБУ заниматься независимой оценкой любых видов объектов, кроме объектов недвижимости.

Практически все участники Конференции не согласились с положением об освобождении директоров ГБУ от занимаемой должности в случаях неоднократного принятия судами решений в пользу правообладателей, обратившихся с иском о несогласии с решением ГБУ при рассмотрении отчетов о рыночной стоимости.

От представителей Совета Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» поступило предложение о привлечении саморегулируемых организаций оценщиков для повышения качества работы независимых оценщиков при прохождении процедуры оспаривания результатов кадастровой оценки с возложением ответственности саморегулируемых организации за представляемые экспертные заключения.

В виду отсутствия единого мнения участников Конференции по рассматриваемым вопросам принято решение об их дальнейшей проработке с представлением своих позиций в Минэкономразвития России и профильный комитет Государственной думы Российской Федерации.   

Участники Конференции, отмечая безусловную важность ее проведения, выражают уверенность в том, что мнения, пожелания и рекомендации, выработанные по результатам работы Конференции и изложенные в резолюции, будут содействовать дальнейшему развитию системы государственной кадастровой оценки.